Как судиться с госорганом и выиграть?

Опубликовано: 22 апреля 2023

Как судиться с госорганом и выиграть?

Считается, что выиграть в споре с государством сложно. Но шансы на победу возрастут, если соблюдать определенные правила и учитывать специфику работы налоговой службы, приставов или господрядчиков.. Например, они часто готовят слишком общую правовую позицию. Это значит, что юристу  надо погрузиться в детали. С налоговой не стоит "дружить", например, признавать вину по одному эпизоду доначислений в обмен на какие-то преференции. Также бывает недостаточно собрать лишь правовые аргументы для спора. Почему так и как делать правильно, рассказали юристы "The проект Адвокат-Онлайн".
Государство пользуется большей лояльностью со стороны суда, обладая административной силой и являясь частью того же организма, что и судебная система - несмотря разделение ветвей власти. У госоргана в спорах всегда есть фора, поэтому нужно предпринять значительные усилия для выигрыша - использовать все возможности для победы и акцентировать внимание на недостатках позиции оппонента. Негативная судебная практика даже может помочь юристу: анализируя акты и выявляя наиболее общие и слабые стороны позиции госорганов, которые мало чем отличаются от случая к случаю, можно построить убедительную и нетривиальную правовую позицию

Советы при спорах с госструктурами
Не доводить ситуацию до спора с госорганом. Например, когда потребители пожаловались на громкий шум вашего завода, оперативно отреагировать на эту жалобу, проверить ее и предпринять все возможные меры, чтобы исправить. Это лучше, чем встретиться с прокуратурой в суде по иску о закрытии предприятия.
Собирать доказательства о том, что вы правы с житейской точки зрения и с точки зрения бизнес-логики. Недостаточно - хотя и важно - просто сослаться на положения законодательства в вашу пользу, законы часто непонятны или двусмысленны, практика противоречива. Нужно с помощью массива доказательств показать судье, что правда за вами: так бизнес работает по всему миру, это сложившаяся практика во всей индустрии и она абсолютно разумна, ведущие эксперты подтверждают, что позиция госоргана некорректна и прочее.
Если спор связан с населением и потребителями, показать суду, что позиция вашей компании никак не может нарушить интересы потребителей. Наоборот, она в пользу потребителей: они меньше платят, получают товары лучшего качества и так далее.
Наглядно обрисуйте ситуацию. Используйте рисунки-схемы, фото, картинки, видеоролики, другие методы, позволяющие увидеть ситуацию. Так, в КоАП более 600 составов правонарушений из различных сфер и судья не может быть специалистом априори по всем этим вопросам.

Внимание на процесс: сроки и документы
Когда судишься с госорганами, стоит обратить внимание на их ошибки. Первое - сроки. Нередко госструктуры принимают решения с нарушением сроков, - например, сроков привлечения к административной ответственности, а это основание для признания такого решения незаконным, напоминает "The проект Адвокат-Онлайн" . Стоит обратить внимание на процедурные ошибки: неправильное заполнение форм и протоколов, неправильное имя и название, отсутствие подписи или даты, несоблюдение других требований. Даже если нарушения не являются значительными или не влекут безусловную отмену результатов проверки, их достаточная совокупность также заставит суд усомниться в достоверности выводов государственного органа.

Часто встречаются ошибки работников госструктур, будь то арифметические - суммы даты, периоды, или юридические - неправильное применение норм права. Показывая это суду, можно и нужно усиливать свою позицию и расшатывать позицию госоппонента - здесь он не отличается от других противников. Суду сложно будет преодолеть очевидные ошибки, ему либо придется их закреплять в решении, ставя его под угрозу отмены, либо пытаться как-то их объяснить, что выходит за компетенцию суда и нарушает баланс сторон в процессе, что также можно использовать при обжаловании.
Смотрим на правила госоргана
При оспаривании также нужно обратить внимание на нормативные правовые акты, регулирующие деятельность госоргана и конкретных должностных лиц. Случается, что оспариваемое решение принято с нарушением компетенции и полномочий, регламентов и процедур, а это основание для признания решения незаконным.

Важно также то, что полномочия госорганов по вынесению предписаний обязывают их быть последовательными в своей позиции.
 Речь идет о принципе защиты законных ожиданий лица в сфере публичных правоотношений. Он заключается в том, что непоследовательность и противоречивость госоргана в оценке обстоятельств ставит лицо, которое обязано выполнять такие предписания, в неравную позицию. Оно не может предугадать поведение госструктуры и вести себя добросовестно.
 Такой подход иногда находит отражение в практике арбитражных судов (Постановление 18-го ААС от 23 марта 2016 года по делу № А76-6400/2015, постановление АС Уральского округа от 9 декабря 2016 года по делу № А76-7849/2016). 

Доказать непоследовательность позиции представителей госорганизаций помогут, например, результаты предыдущих проверок, разъяснения вышестоящих подразделений или сложившаяся судебная практика в регионе.

<< Вернуться на предыдущую страницу